Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ДоРеМишки"

Музыкальный руководитель Видяева Мария Сергеевна.
Музыкальный руководитель
Видяева Мария Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ДоРеМишки»

(первый год обучения)

  Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад.

  Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого.

  В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям.

  В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал. Появляется возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добиваясь более четких, ритмичных и уверенных движений.

  К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).

  В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ДоРеМишки»

(второй  год обучения)

1. Развитие музыкальности:

воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;

- развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);

- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко-тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3 частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

- ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг);

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);

- прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки».

Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило на основе игрового образа;

Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

Плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пора и друг за другом.

4. Развитие творческих способностей:

- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

-развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

- Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется меду» и др.;

- Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;

- Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу педагога.

Программа занятий

Новизна данной программы заключается в использовании на занятии  игровых музыкально-двигательных упражнений для детей раннего возраста, которые имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. На занятии дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.

Актуальность программы обусловлена тем, что в свою очередь музыкально-ритмические занятия с детьми, благотворно влияниют на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Цель программы:

1. Обогатить музыкальные впечатления детей, создать радостное настроение;

2. Развить эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения;

3. Воспитать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

1. Развить музыкальный слух:

музыкальные сенсорные способности (различие динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);

чувство ритма - способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю);

слуховое внимание - умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

способность менять темп (контрастный - быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

2. Развить двигательную сферу — формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков), развить пружинные, маховые движения, выразительные жесты, элементы плясовых движений ("фонарики", топающий шаг и др.); развить выразительность движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр.);

3. Развить элементарные умения пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться "стайкой" за ведущим, по кругу, вперед и назад.

4. Воспитать интерес к музыкально-ритмическим движениям.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыки, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания.

Срок реализации программы 2 года. Программа составлена для детей раннего дошкольного возраста (2-4 года). Учитывая особенности детей, занятия проводятся в группах в количестве до 15 человек, два раза в неделю.

Поскольку программа рассчитана для детей раннего дошкольного возраста и имеет общекультурный уровень усвоения, а дети в этом возрасте непоседливы и любознательны, поэтому, чтобы сохранить интерес к занятиям применяются различные

методы и формы обучения:

- беседа - позволяет психологически подготовить детей к физическим нагрузкам;

- рассказ - с его помощью раскрывается художественно - -эстетическо-содержание изучаемого материала;

- объяснение - позволяет добиться грамотного исполнения элементарных - танцевальных движений; 

- репродуктивный метод - наглядная демонстрация.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie